17 Декабря Пн
$ USD 0.00 a
EUR 0.00 a

Как реагировать на учебные трудности детей

Как реагировать на учебные трудности детей


     Учебный год начался хорошо и вдруг, в дневнике «тройка», одна, вторая… или «двойка». Родители в растерянности. Ведь выполнение домашних заданий и так даётся нелегко. Иногда «из-под палки», иногда дело доходит до крика


Алёна Тихоцкая, г. Липецк, руководитель Центра детской психологии и развития «ЮЛА», специальный психолог

     Что же делать? Продолжать ругать и наказывать? Но наказание и порицание далеко не лучшие помощники в учёбе, а только повод для вселения неуверенности ребёнка в себе и стимул вызвать нежелание учиться вовсе. Не обращать внимания на учебные трудности и пустить на самотёк тоже не лучший вариант. 

     Предложим несколько способов реагирования. 

     1. Вспомните реакцию ваших родителей на неудовлетворительные оценки. А они ведь были, правда? Кто-то встречался с суровым взглядом, кто-то сразу с перспективой немедленно отправляться мести дворы, с иными поступали более жестоким образом. Подумайте, есть ли сходство в вашей реакции и реакции ваших родителей? Ваша ли это стратегия поведения или неосознанно присвоенная? Подходит ли она для вашей собственной семьи или всё же стоит что-то переосмыслить?  

     2. Глубокий вдох-выдох. Досчитайте до десяти. Успокойтесь. Вам важно выплеснуть свои эмоции на ребёнка или выяснить причину учебных трудностей? Ведь спокойный тон больше располагает к диалогу и конструктивному решению, нежели укоренение в ребёнке ощущения «Я плохой!», а именно это слышит ребёнок в то время, пока вы читаете нотации. Наверняка встречали в жизни ситуацию, когда родители, не зная, как заставить ребёнка делать уроки, просто кричат. Скорее это заканчивается слезами и детей, и чуть позже мамы. Успокоиться всем потом трудно, а времени и сил на уроки не остаётся. Так что, не рекомендуется использовать приказной и повышенный тон в общении с ребёнком по поводу уроков.  

     3. Родительские ожидания должны быть реальными. Ставьте перед ребёнком адекватные цели, которые он захочет и сможет достигнуть. Слишком высокие, недоступные задачи заставят ребёнка лгать вам, находить самые немыслимые оправдания, лишь бы вы не кричали и тем более не разлюбили ребёнка за его неуспеваемость.  

     4. Школьная оценка не всегда отражает реальные знания. Бывают случаи, когда ребёнок испытывает страх выступления перед классом у доски или ему необходимо чуть больше времени на осмысление ответа. Но не всегда учитель может распознать эти ситуации и принимает их за неподготовленность и отсутствие компетенций. Оценка в таких случаях очевидна, но не отражает реальный уровень знаний. Стоит ли ругать в такой истории ребёнка? Или может он не понял материал? В этом не всегда вина школьника. Постарайтесь помочь разобраться в ситуации или программе.  

     5. Ребёнок ходит в школу не за оценками, а за знаниями. Важное в обучении – получить умения и навыки, именно в этом главная цель. Оценки только показывают, какая часть знаний усвоена, а на что нужно обратить дополнительное внимание. Некоторые мамы и папы бывают слишком заинтересованы школьными оценками, да так, что у детей появляется «отметочная психология». 

     Когда ребёнок учится, совершенно естественно, что он допускает ошибки. Не делает ошибок только тот, кто совсем ничего не делает. Взрослым тоже приходится учиться. Не у всех всё сразу получается, промахи тоже бывают. Только почему-то взрослых за ошибки не ругают, никто даже не помыслит об этом. Возможно, взрослый принял бы это как оскорбление. Важно ошибки находить и исправлять, а впоследствии не повторять их. Детей почему-то за ошибки ругать принято. Все школьные ошибки происходят от недостатка знаний, опыта или же от непонимания изучаемого. Объясните, что вы готовы предоставить любую помощь, какая от родителей потребуется. Хвалите ребёнка, если он этого заслужил. 

     Хвалите не за «пятёрку», а за то, как он с трудными заданиями справился. Показывайте ему, что он на многое способен и что вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям, а вам не захочется лишний раз повысить голос, быть «злюкой» по крайней мере, в отношении оценок.
Социальные комментарии Cackle