23 Сентября Сб
$ USD 57.65 a
EUR 69.07 a

Детство как ресурс

Детство как ресурс


     Я часто сталкиваюсь с недоумением и даже в определенной степени разочарованием по поводу тезиса, что корни всех психологических проблем лежат в глубоком детстве


     Этого тезиса придерживается, по существу, большинство психологических школ и направлений. И конечно, факт того, что наш характер, привычки, склонности, поведенческие особенности, вкусы, модели отношений – лишь результат случайных обстоятельств и воспитательных стратегий наших родителей – приводит в легкое отчаяние. Факт того, что сама наша личность сформирована кем-то другим и чем-то, что мы не выбирали, сталкивает нас с собственной беспомощностью и отсутствием выбора и свободы воли в отношении того, кем быть и как проявляться в этом мире. 

father-2212101_1920.jpg
     
     Конечно, свести всю суть индивидуальности к взаимодействию с родителями и обстоятельствам раннего детства – довольно грубое допущение. Мы имеем ещё многочисленные врожденные склонности, таланты, особенности, которые могут расцвести в нас как благодаря, так и вопреки родительской воле. Или вообще вне зависимости от неё. Но так или иначе, отрицать влияние раннего детского опыта на становления будущего взрослого характера тоже невозможно. 

person-916181_1920.jpg
     
     Все дело в физиологии, в том, как функционирует наш мозг. А он настроен на новый опыт, новые переживания, новые стимулы. Вся новизна – в детстве, и там же формируются нейронные связи, обуславливающие наше поведение. В знакомой ситуации гораздо проще и менее энергозатратно пользоваться старой системой «стимул-реакция». Поэтому всё, что уже было, проживается как бы «на автомате», и изменить это сложно. Работает принцип экономии психических ресурсов. Поэтому в детстве мы живем в эмоциональном смысле куда более интенсивно, мы формируемся. А потом уже живем полуавтоматически, пользуясь усвоенными ранее программами и схемами функционирования. Именно эти программы по сути и «переписывает» психотерапия, что делает данный процесс иногда достаточно протяженным во времени. Мы обучаемся через опыт переживания иначе переживать фрустрацию, по-другому воспринимать себя, других и мир. 

     Но с другой стороны, сколь бы проблемным ни было детство, оно остается также и ресурсным. Поскольку там писались не только те программы, которые мы расцениваем как проблемные, но и те, что являются в определенном смысле спасительными. 

sisters-931151_1920.jpg
     
     В детстве каждый из нас имел особые места, в которых было комфортно, которые были наполнены сказкой и волшебством. Каждый из нас имел те или иные занятия, которые приносили творческое удовлетворение. Каждый из нас имел добрых и отзывчивых близких людей, к которым мы тянулись, и от которых получали тепло, поддержку и любовь. Вспоминание детских травм в контексте психотерапии или вне её - процесс достаточно болезненный и неприятный. Но переживание светлых, наполненных жизненностью и эмоциональной интенсивностью моментов – процесс исцеляющий. Или по крайней мере, процесс ресурсный. 

     Погружаясь в воспоминания любимых мест, любимых занятий, любимых людей, вспоминая, о чем мы мечтали и как видели мир, мы пробуждаем в себе ту самую часть – легкого, непринужденного, непосредственного ребенка, наполненного энергией, вдохновением, фантазиями и творческим видением вещей. 

the-dental-scheme-726511_1920.jpg
     
     В мире условно взрослых людей мы не можем функционировать в таком режиме 24 часа в сутки, но погружаясь в ту часть себя в медитативной практике перед сном или в середине рабочего дня, буквально минут на 15-20, мы приобретаем силы, легкость, непринужденность и тот творческий взгляд на окружающую действительность, которого нам так часто не хватает при решении по-взрослому сложных жизненных задач. 

     Катерина Суратова, сертифицированный преподаватель йоги и психоаналитически ориентированный психотерапевт
Социальные комментарии Cackle